Положение о работе с одаренными детьми

Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 2 г. Ивделя
ПРИНЯТО
на заседании Педагогического совета
МАДОУ детский сад № 2 г. Ивделя
Протокол № 2
от «16» ноября 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Заведующая
МАДОУ детский сад № 2 г. Ивделя
___________________________ С.В. Федина
Приказ № 16
от «16» ноября 2023 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о работе с одарёнными детьми
в Муниципальном автономном дошкольном
образовательном учреждении
детский сад № 2 г. Ивделя

СОГЛАСОВАНО
Советом родителей
МАДОУ детский сад № 2 г. Ивделя
Протокол № 2
от «16» ноября 2023 г.

г. Ивдель, 2023 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о работе с одарёнными детьми
1.
Общие положения
1.1. Настоящее Положение о работе с одарёнными детьми в Муниципальном
автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 2 г. Ивделя
(далее – Положение) разработано в соответствии в соответствии с Федеральным
Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2023 г. № 1738
«Об утверждении Правил выявления детей и молодежи, проявивших выдающиеся
способности и, сопровождения их дальнейшего развития», Уставом Муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 г. Ивделя
и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский
сад № 2 г. Ивделя (далее – ДОУ).
1.2. Данное Положение определяет содержание работы с одаренными
воспитанниками, способствующей полноценному развитию личности каждого
ребенка (одаренного и с признаками одаренности), его самоопределению,
самореализации, формированию его индивидуального дарования, достижению
успеха в жизни, а также созданию условий для одаренных воспитанников, имеющих
выдающиеся достижения в разных областях и сферах жизнедеятельности. Работа с
одаренными детьми ориентирована на развитие интеллектуальных, физических,
художественных, творческих и коммуникативных способностей.
1.3. Актуальность настоящего Положения заключается в необходимости
поддержки прав одаренных детей на полноценное развитие и реализацию своей
одаренности. Одним из результатов реализации работы с одаренными
воспитанниками в ДОУ является увеличение участия талантливых детей в
различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах, проводимых муниципальными,
региональными, всероссийскими, международными организациями.
1.4. Основные понятия, используемые в Положении:
1) одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких,
незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по
сравнению с другими людьми;
2) одаренный ребенок - ребенок, который выделяется яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для
таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренные дети имеют:

более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные
способности, восприимчивость к обучению, творческие возможности проявления;

доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность;

испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
1.5. Целью работы с одаренными воспитанниками является создание
комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы
выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях ДОУ, а также
создание благоприятных условий для реализации имеющегося потенциала детей
путем объединения усилий педагогов, родителей, руководителей ДОУ.
1.6. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

выявление одарённых детей с использованием различной диагностики,
определение типов одаренности воспитанников;

составление индивидуальных маршрутов одаренных воспитанников;
2

работа педагогов по индивидуальным маршрутам;
использование на занятиях дифференциации на основе индивидуальных
особенностей детей;

отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности
мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в
образовательной и свободной деятельности детей;

организация разнообразных видов самостоятельной деятельности детей;

организация работы по психолого-педагогическому сопровождению
семей;

поощрение воспитанников и педагогов за достигнутые результаты.
1.7. Работа с одаренными детьми проводится согласно индивидуальным
маршрутам и планам на учебный год.
1.8. Методист осуществляет общее руководство работой с одаренными
детьми. Педагоги осуществляют сопровождение одаренных воспитанников.
1.9. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах.



2.
Принципы работы с одаренными детьми и участники её реализации
2.1. В основу работы с одаренными воспитанниками входят следующие
принципы:

принцип расширения образовательного пространства;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип развивающего обучения;

принцип опережающего обучения;

принцип комфортности в любой деятельности;

принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации
способностей воспитанников;

принцип создания условий для совместной работы воспитанников при
минимальном участии педагога;

принцип добровольности;

принцип создания ситуации успеха и уверенности.
2.2. Участниками реализации данного Положения являются:

администрация ДОУ (заведующий, методист);

воспитатели;

специалисты (учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель
по физической культуре, педагог дополнительного образования и др.);

воспитанники;

родители (законные представители) воспитанников.
2.3. Формы проведения мониторинга реализации данного Положения:

конкурсы, выставки, викторины, турниры, интеллектуальные марафоны
и т.д.;

проектная деятельность воспитанников, совместно с воспитателями и
родителями (законными представителями);

творческие отчеты воспитателей, специалистов из опыта работы с
одаренными детьми;

тематический контроль.

3

2.4. Формы мониторинга работы с одаренными детьми в ДОУ:
Формы
Конкурсы, выставки, викторины, турниры, олимпиады,
интеллектуальные марафоны и т.д.
Проектная деятельность воспитанников совместно с
воспитателями и родителями (законными представителями)
Творческие отчеты воспитателей, специалистов из опыта работы
с одаренными детьми
Творческие отчёты кружков и спортивных секций
Тематический контроль

Периодичность
по плану
по плану
1 раз в год
1 раз в год
по плану

3.
Основные направления работы ДОУ по выявлению, поддержке и
сопровождению одарённых воспитанников
3.1. Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных
на раннее выявление и отслеживание развития одаренных воспитанников:

создание условий для выявления одаренных воспитанников через
непрерывную систему конкурсных мероприятий для воспитанников разного
возраста;

создание информационных данных по одаренным воспитанникам;

мониторинг динамики продвижения одаренного ребенка в социуме.
3.2. Интеграция различных субъектов образовательной деятельности в
рамках системы образования в ДОУ для работы с одаренными воспитанниками:

организация конкурсов, олимпиад, выставок и др. между дошкольными
образовательными учреждениями;

создание профессионального сообщества педагогов, работающих с
одаренными воспитанниками;

участие в конференциях по проблеме работы с одаренными
воспитанниками;

активное использование Интернет-технологий в организации работы с
одаренными воспитанниками;

развитие проектной деятельности воспитанников;

подготовке материалов для сайта ДОУ;

привлечение родительской общественности к работе с одаренными
детьми.
3.3. Непрерывное социально-педагогическое сопровождение одарённых
воспитанников:

проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов,
работающих с одарёнными воспитанниками;

создание условий для проявления способностей, одарённости, таланта
(детских объединений, форм массовой работы и др.).
3.4. Повышение квалификации педагогических кадров в сфере работы с
одаренными воспитанниками:

организация мастер-классов;

тематических семинаров и других форм по распространению опыта
сопровождения развития одаренного ребенка.
3.5. Помощь одаренным детям в самореализации их творческой
направленности:

создание для воспитанников ситуации успеха и уверенности через
индивидуальное образование;

организация в ДОУ дополнительных образовательных программ;
4

организация проектной деятельности с воспитанниками;
организация и участие воспитанников в конкурсах, мероприятиях.
3.6. Работа с родителями (законными представителями) одаренных детей:

совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей
(законных представителей);

поддержка и поощрение родителей (законных представителей)
одаренных детей в ДОУ.
3.7. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных воспитанников:

педагогические консультации для родителей (законных представителей)
и педагогов;

помощь педагогам в разработке индивидуальных учебных маршрутов для
одаренных воспитанников;

проведение для одаренных воспитанников мероприятий, направленных
на развитие их личности, социально-психологическую адаптацию.
3.8. Система оценивания результатов работы с одаренными детьми с
помощью мониторинга:

тематические конкурсы, выставки;

проведение сравнительного анализа результатов участия одаренных
воспитанников в конкурсах.
3.9. Система стимулирования воспитанников и педагогических сотрудников,
работающих с одаренными детьми:

для педагогов: награждение денежными премиями, благодарностями,
грамотами, участие в творческих конкурсах профессионального мастерства,
размещением информации об успехах и достижениях воспитанников на сайте ДОУ и
т.п.

одаренные дети: награждение благодарственными письмами, почетным
грамотами, награждение подарками, размещением фотографий на стенде внутри
ДОУ, обеспечение участия в конкурсах, соревнованиях различного уровня,
размещение информации об успехах и достижениях на сайте ДОУ.
3.10. Привлечение социальных партнеров к поддержке одаренных детей:

беседы с родительской общественностью;

беседы с руководством различных предприятий города (населенных
пунктов), индивидуальных предприятий.



4.
Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными
воспитанниками
4.1. Работа с одарёнными воспитанниками начинается со времени
поступления ребенка в ДОУ и заканчивается вместе с окончанием образовательной
деятельности в ДОУ.
4.2. Формы работы с одарёнными воспитанниками:

конкурсы (выставки) детского творчества разной тематики;

спортивные соревнования, спартакиады, турниры;

викторины, интеллектуальные игры и др.

выполнение научно-исследовательских и проектных работ;

конкурсы проектных работ;

предметные (интеллектуальные) олимпиады;

фестивали;

праздники;

творческие мастерские и др.

5

4.3. В функциональные обязанности заведующего ДОУ входит:

контроль за выполнением плана работы с одарёнными детьми в
образовательной деятельности;

материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с
одаренными воспитанниками, а также имеющих высокие результаты участия
воспитанников в различных конкурсах.
4.4. Функции методиста:

планирование в плане работы ДОУ отдельных мероприятий по работе с
одаренными воспитанниками и осуществление контроля его выполнения
участниками образовательной деятельности;

регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанные с
реализацией данного Положения, организация и проведение педагогических
советов, совещаний, семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми;

подбор диагностических материалов по выявлению одаренных
воспитанников;

помощь в разработке индивидуальных программ (маршрутов) для
одарённых детей;

сбор информационных данных по одарённым детям;

регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с
организацией и проведением работы с одарёнными детьми (программы
дополнительного образования, расписание, тематика кружков, секций и т.д.);

руководство подготовкой творческих отчетов педагогов, работающих с
одаренными воспитанниками;

планирование, участие в организации смотров конкурсов, выставок,
турниров, интеллектуальных марафонов и т.п.;

координация действий педагогов, работающих с одарёнными детьми;

корректировка программ и тематических планов для работы с
одарёнными детьми;

оформление нормативной документации, сбор и систематизация
материалов периодической печати и педагогической литературы по данной
проблеме;

повышение мотивации и компетенций педагогов (оказание методической
помощи педагогам);

определение критериев эффективности работы с одарёнными детьми;

мониторинг результативности работы системы с одарёнными
обучающимися;

сбор общих информационных данных по одарённым детям;

оформление материалов по работе с одарёнными воспитанниками на
стенде в методическом кабинете;

размещение информации о результатах и достижениях воспитанников и
педагогов на сайте ДОУ.
4.5. Функции педагогов:

выявление одаренных воспитанников;

сбор и систематизация методических материалов по проблеме
интеллектуальной одарённости;

подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей;

мониторинг развития одаренных воспитанников через анализ
результативности участия в мероприятиях (конкурсах, спортивных соревнованиях и
т.д.), наблюдение педагогов за воспитанниками в образовательной деятельности и
анкетирование родителей (законных представителей) и педагогов;
6


создание картотеки материалов повышенного уровня сложности;

заполнение карт индивидуальных образовательных программ развития
одаренных детей (сводной таблицы по видам (областям) одаренности
воспитанников), используя данные своих диагностик и наблюдений, педагогов,
родителей (законных представителей);

корректировка программ и тематических планов для работы с
одаренными воспитанниками, разработка материалов, вопросов и заданий
повышенного уровня сложности, включение в работу заданий повышенной
сложности, творческого, исследовательского уровней;

планирование работы с учетом реализации способностей одаренными
воспитанниками;

организация индивидуальной работы с одаренными воспитанниками;

организация творческих отчётов детей;

подготовка воспитанников к олимпиадам, конкурсам, викторинам,
выставкам, турнирам, интеллектуальным марафонам и т.п. различного уровня;

подготовка отчётов о работе с одарёнными детьми (в произвольной
форме), оформление материалов по работе с одарёнными детьми на сайте, стендах
ДОУ;

консультирование родителей (законных представителей) одаренных
воспитанников по вопросам развития способности их детей.
4.6. Функции родителей (законных представителей):

раннее выявление одаренности ребенка;

создание комфортных, эмоциональных условий для развития
способностей ребенка;

определение социального запроса для школы;

сотрудничество в работе с одаренными детьми с участниками
образовательных отношений.
5.
Направления работы с одарёнными воспитанниками
5.1. Работа с воспитанниками:

работа с одарёнными воспитанниками проводится в форме
дополнительных занятий, участия в конкурсах, концертах, выставках, праздниках,
создания продуктов детского творчества, викторин, спортивных соревнований и
т.д.;

работа с воспитанниками, имеющими ярко выраженные способности,
оптимальными считаются дифференцированные и развивающих технологии,
использование исследовательского и проектного метода, нетрадиционных техник,
творческих заданий.
5.2. Работа с кадрами:

повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в
работе с одаренными детьми, все педагоги работают по данному направлению в
рамках распространения педагогического опыта;

работа проводится в форме методических мероприятий: фронтальных
(педсоветов, семинаров), групповых (коллективных просмотров, работы в
микрогруппах), индивидуальных (творческих отчетов, консультаций) и т.п.
5.3. Работа с родителями (законными представителями):

работа с родителями (законными представителями) одарённых
воспитанников проводится в форме консультаций, бесед, отчётных мероприятий,
наглядной информации по данному направлению, анкетирования, совместного
участия в конкурсах и т.д.

7

6.
Организация индивидуальных занятий для одарённых детей
6.1. Индивидуальные занятия для одаренных детей вводятся для расширения
возможностей детей в определении и развитии индивидуальных особенностей и
интересов в образовательной деятельности.
6.2. Главная задача индивидуальных занятий с одаренными детьми способствовать
ориентации
педагогической
деятельности
на
развитие
индивидуальных творческих способностей ребенка.
6.3. Индивидуальные занятия не являются обязательными.
6.4. Индивидуальные занятия могут быть организованы как по
образовательным компонентам инвариантной части программы, так и по
предметам, выбираемым в качестве дополнительного образования, углубления
базового компонента образования. Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4258
6.5. В данном случае педагогу, проводящему индивидуальные занятия, может
быть назначено денежное поощрение, в соответствии с Положением о
премировании и материальной помощи в ДОУ.
6.6. Использование дистанционных форм обучения и поощрения одаренности
обучающихся (конкурсы, олимпиады и др.).
7.
Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение является локальным, нормативным актом,
утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего ДОУ.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
7.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 6.1.
настоящего Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».