Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ детский сад № 2 г. Ивделя
Описание образовательной программы
Краткая презентация
образовательной программы дошкольного образования
Общие сведения
Основная образовательная
программа дошкольного образования (далее – образовательная программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г.
№ 1155 г. (далее ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программы
дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 (далее ФОП ДО).
Цель образовательной программы:
разностороннее развитие
ребенка в период дошкольного детства
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского
народа, исторических и национально-культурных
традиций.
Задачи образовательной
программы:
-
обеспечить
единое содержание ДО и планируемых результатов освоения
образовательной программы;
-
приобщить
детей к базовым ценностям
российского народа - жизнь, достоинство, права
и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов
России, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий
и поступков на основе осмысления ценностей;
-
структурировать
содержание образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
-
создать
условия для равного доступа к образованию
для всех детей дошкольного возраста с учетом
разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
-
обеспечить
охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
-
обеспечить
развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей
ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
-
обеспечить
психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
-
обеспечить
достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования.
Программа включает три
основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Дополнительным разделом
является краткая презентация основных сведений из образовательной программы для родителей
(законных представителей) воспитанников.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.
Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров образования в раннем детстве, целевых ориентиров
дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного
образования. Также входят подходы к проведению
педагогической диагностики достижений планируемых результатов и значимые для разработки и реализации образовательной программы
характеристики - особенности развития
детей.
Содержательный раздел
включает задачи и содержание образовательной
деятельности для всех возрастных групп по пяти образовательным областям. Также в разделе описаны:
-
формы,
способы, методы реализации образовательной программы;
-
особенности
образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
-
способы поддержки детской инициативы;
-
взаимодействие
педагогического коллектива с семьями
воспитанников;
-
коррекционно-развивающая работа;
-
рабочая программа воспитания.
Организационный раздел включает:
-
психолого-педагогические
условия реализации Программы;
-
особенности
организации развивающей предметно-пространственной среды;
-
материально-техническое
обеспечение Программы и обеспеченность
методическими материалами и средствами
обучения и воспитания;
-
примерный
перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений
для реализации Программы;
-
кадровое обеспечение;
-
режим
и распорядок дня в возрастных группах;
-
календарный план воспитательной
работы.
Организация режима
пребывания детей в образовательном учреждении
Режим работы: 10-часовое
пребывание воспитанников при 5-дневной рабочей неделе.
Работа по реализации образовательной программы
проводится в течение года и делится на два периода:
-
первый период
(с 1 сентября по 31 мая);
-
второй период
(с 1 июня по 31 августа).
Организация жизни детей
опирается на определенный суточный
режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями. При
организации режима учитываются рекомендации СанПиН и СП, видовая принадлежность образовательного
учреждения, сезонные особенности, а также
региональные рекомендации специалистов в области охраны и укрепления здоровья детей.
Режим дня составлен для
каждой возрастной группы на холодный
и теплый периоды, учтены
функциональные возможности детей, а также
ведущий вид деятельности -
игра. Кроме того, учитывается потребность родителей в гибком режиме пребывания детей в образовательном учреждении, особенно в период адаптации.
Возрастные и иные категории детей,
на которых ориентирована образовательная программа
В образовательном
учреждении функционируют 5 возрастных
групп общеразвивающей направленности.
В образовательном
учреждении:
-
действует
система физкультурно-оздоровительной работы;
-
используется
региональный компонент в образовательном
процессе;
-
оказывается
помощь детям, родителям, педагогическим работникам и социуму со стороны социально-психологической службы;
-
создана
система психолого-педагогического сопровождения детей. Используется модель
личностно-ориентированного подхода при взаимодействии взрослого и ребенка;
-
осуществляются дополнительные платные услуги.
Ссылки на ФОП ДО и парциальные программы
В соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО образовательная программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обе эти части являются взаимодополняющими.
Обязательная часть образовательной
программы разработана в соответствии
с ФГОС ДО и ФОП
ДО.
Часть, формируемая
участниками образовательных отношений, представлена региональной
образовательной программой «Мы живем на Урале» (Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем
на Урале: образовательная программа
с учетом специфики национальных, социокультурных и иных
условий, в которых осуществляется образовательная
деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО».
– 2013г.).
Содержание образовательной
программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы,
представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
-
социально-коммуникативное
развитие;
-
познавательное развитие;
-
речевое развитие;
-
художественно-эстетическое
развитие;
-
физическое развитие.
Характеристика взаимодействия педагогического
коллектива с семьями воспитанников ДОО
Основная цель
взаимодействия педагогов с семьей
– обеспечить:
-
психолого-педагогическую
поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах
образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего
и дошкольного возраста;
-
единство подходов
к воспитанию и обучению детей в условиях образовательного
учреждения и семьи;
-
повышение воспитательного
потенциала семьи.
Основными
задачами взаимодействия образовательного учреждения с семьей являются:
-
информировать родителей
и общественность относительно целей ДО, общих для всего образовательного
пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим
детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе,
реализуемой в образовательном учреждении;
-
просвещение родителей,
повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности
в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования
детей;
-
способствовать развитию
ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия
семьи;
-
построить взаимодействие
в форме сотрудничества и установления партнерских отношений
с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для
решения образовательных задач;
-
вовлекать родителей
в образовательный процесс.
В основу совместной деятельности семьи и образовательного учреждения заложены следующие
принципы:
-
приоритет семьи
в воспитании, обучении и развитии ребенка;
-
открытость;
-
взаимное доверие, уважение
и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей;
-
индивидуально-дифференцированный
подход к каждой семье;
-
возрастосообразность.
Взаимодействие с родителями воспитанников строится по следующим направлениям работы.
Диагностико-аналитическое
направление. Включает получение и анализ
данных:
-
о семье каждого
обучающегося, ее запросах в отношении охраны здоровья и развития
ребенка;
-
об уровне
психолого-педагогической компетентности родителей;
-
планирование работы
с семьей с учетом результатов проведенного анализа;
-
согласование воспитательных
задач.
Просветительское
направление. Просвещение родителей по вопросам:
-
особенностей психофизиологического
и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного
возраста;
-
выбора эффективных методов
обучения и воспитания детей определенного возраста;
-
ознакомления
с актуальной информацией о государственной политике в области
дошкольного образования, включая информирование о мерах господдержки
семьям с детьми дошкольного возраста;
-
информирования
об особенностях реализуемой образовательной программы;
-
условий пребывания ребенка
в группе;
-
содержания и методов
образовательной работы с детьми.
Консультационное направление. Консультирование родителей:
-
по вопросам их взаимодействия с ребенком, преодоления возникающих проблем
воспитания и обучения детей, в том числе с особыми образовательными потребностями (ООП)
в условиях семьи;
-
об
особенностях поведения и взаимодействия
ребенка со сверстниками и педагогом;
-
о возникающих проблемных ситуациях;
-
о
способах воспитания и построения
продуктивного взаимодействия с детьми
младенческого, раннего и дошкольного
возраста;
-
о способах организации и участия
в детских деятельностях, об образовательном процессе и др.
Благодаря разностороннему
взаимодействию образовательного учреждения с родителями своих воспитанников повышается
качество образовательного процесса и происходит
сближение всех участников образовательного процесса, развивается творческий
потенциал детей и нереализованный потенциал
взрослых.
Важный момент в формировании традиций в учреждении - совместное проведение праздников,
посиделок. Ежегодно проводятся мероприятия, в которых родители принимают активное участие.
Основные
практические формы взаимодействия образовательного учреждения с семьей:
-
знакомство с семьей:
встречи-знакомства, анкетирование;
-
информирование родителей
о ходе образовательной деятельности: дни открытых дверей, индивидуальные
и групповые консультации, родительские собрания, информационные стенды,
создание памяток, сайт образовательного учреждения, организация выставок
детского творчества, приглашение родителей на детские концерты
и праздники;
-
просвещение родителей:
лекции, семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги, создание
родительской библиотеки в группах;
-
совместная деятельность:
привлечение родителей к участию в занятиях, акциях, экскурсиях,
конкурсах, субботниках, в детской исследовательской и проектной
деятельности, в разработке проектов, кружковой работе.